Как правило, регаты традиционны, имеют свою историю. Регат в мире ежегодно проводится великое множество; об одних знают лишь участники и небольшое количество заинтересованных лиц, другие известны на весь мир. В этой статье остановимся как раз на последних – на знаменитейших и престижнейших регатах с богатой историей, на тех регатах, ход которых освещают СМИ во всем мире.
Гонки на кубок Америки
В 1951 году в Англии готовились к Всемирной промышленной выставке. К этому важному событию была приурочена парусная регата, которая должна была состояться в Каусе. Англичане, непревзойденные яхтсмены, собирались в этой регате победить.
Однако другие планы были у американцев – они решили во что бы то ни стало завоевать кубок на этих соревнованиях. Специально ради этого была построена шхуна «Америка» — яхта, не имевшая себе равных в то время. Но когда «Америка» прибыла в Англию, ее экипаж ждало разочарование – никто не решался соревноваться с ними, слишком очевидным было техническое превосходство яхты.
Однако англичане всегда славились вежливостью, не подвела она их и в этот раз. Специально для «Америки» были устроены гонки на Кубок Королевской яхтенной эскадры вокруг острова Уайт. В гонке приняли участие 15 яхт. Несмотря на упорное сопротивление англичан, «Америка» обогнала ближайшую к ней яхту — «Аврора» — на 18 минут и выиграла кубок, впоследствии переименованный в честь яхты-победителя в кубок «Америки».
Владельцами кубка стали члены синдиката, созданного специально для финансирования постройки и путешествия «Америки». В 1857 году они передали кубок в Нью-Йоркский яхт-клуб» на следующих условиях: «Любой яхтклуб любой страны вправе во всякое время потребовать провести гонку на данный приз на любой яхте». Так был учрежден старейший международный переходящий приз, борьба за который не ослабевает и по сей день. Для этих гонок даже был создан специальный класс яхт. Схема гонок такова – сначала между претендентами на кубок проводятся матчевые гонки, а победитель этих гонок соревнуется уже с яхтой страны, выигравшей кубок в предыдущих соревнованиях.
Участие в гонках на кубок «Америки» — предприятие очень дорогостоящее, требуется множество испытаний, на яхтах, предназначенных для этой гонки, часто впервые появляются новшества, которые позже станут достоянием всего яхтинга. Однако это – очень почетно, показывает достижения страны в разработке материалов, постройке яхт и гидродинамике в целом.
Volvo Ocean Race
Это – тоже одна из самых престижных международных регат, которая проводится с 1973 года. Volvo Ocean Race – это командные кругосветные гонки на яхтах специального класса – Вольво 70. Это формульный класс, включающий в себя однокорпусные одномачтовые яхты с максимальной длиной корпуса 21,5 метров и максимальной осадкой 4,5 метра, с качающимся фальшкилем, который может отклоняться от вертикальной оси не более чем на 45 градусов. Команда состоит из 10 человек и корреспондента, в задачу которого входит подготовка различных материалов (фото, видео и других) о работе команды и ходе гонки. Корреспондент не имеет права участвовать в управлении яхтой.
Дистанция гонки разбита на несколько этапов. В 2008 – 2009 году океанских этапов было 10, плюс так называемые портовые гонки – гонки на коротких дистанциях в крупных портах, которые были проведены для повышения зрелищности регаты. По результатам океанских этапов команда получает столько очков, сколько яхт стартовало, за вычетом количества яхт, финишировавших на этапе раньше ее. За портовые гонки и за прохождение промежуточных точем контроля очков команда получает вдвое меньше. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество очков.
Упомянутые регаты, пожалуй, являются самыми престижными и популярными в мире. Кроме них, можно упомянуть Vendee Globe, VELUX 5 Oceans Race, Rolex Sydney Hobart Yacht Race и Tall Ship’ Races, которые также являются весьма престижными соревнованиями. Такие регаты каждый раз привлекают внимание всего мира, побеждать и даже просто участвовать в такой регате – мечта каждого яхтсмена. Это не просто сражение с противниками, это настоящий вызов океану, который спортсмены из года в год бросают снова и снова и выходят из этого спора со стихией победителями.
Анна Дюжакова