Как уже упоминалось, первые парусные соревнования были просто своеобразными дуэлями между судовладельцами, призванными выяснить, чья яхта быстрее. В таких гонках на первом месте были совершенство конструкции и ходовые качества яхты, а вовсе не мастерство экипажа. Правила разрабатывались секундантами и для каждой отдельной гонки были своими
С тех пор принципы проведения парусных гонок многократно изменялись и совершенствовались, превратившись к сегодняшнему дню в сложную и точную систему, которая предусматривает практически любые возможные варианты. Естественно, такая система не могла возникнуть одномоментно, она складывалась веками.
Первым шагом к уравнению шансов различных яхт на победу стало введение правил гандикапа. Гандикап заключается в том, что яхты перед соревнованиями обмеряются. И в соответствии с конкурентными способностями лодки ей присваиваются гандикапные баллы. После финиша время, показанное каждой яхтой, корректируется в соответствии с баллом, указанном для нее, и финальный протокол составляется уже в соответствии с этим результатом. Такие правила позволяли участвовать в гонках яхтам с совершенно разными характеристиками (еще не появились монотипы и обмерные формулы), рассчитывая получить объективный результат. Однако такие правила использовались не всеми клубами и не были общими.
В 1904 году в Германии, Англии и Франции впервые стали применяться единые общие правила проведения парусных гонок, а в 1907 году в Лондоне был образован Международный союз парусного спорта (ИЯРУ). Начиная с этого времени правила гонок стремительно совершенствовались, разрабатывались новые дистанции, проводились международные регаты. Эффект от введения единых правил был ощутим уже в 1908 году, во время регаты на Олимпийских играх – были разработаны четкие и ясные правила, составлен список классов, допущенных к участию в соревнованиях, введен регламент.
Однако развитие парусного спорта шло и в отдельных странах, не всегда следуя международным принципам. Например, после Октябрьской революции в СССР осталось множество яхт разных классов и типов, что привело к распространению в нашей стране гонок с пересадкой. Суть такого способа заключается в том, что в течение соревнований каждый экипаж проходит дистанцию на каждой яхте, а победитель определяется по общему количеству побед и поражений. Такая система была удобна, но совсем не способствовала прогрессу в яхтостроении и привела к падению уровня технической подготовленности экипажей, что наглядно показали Олимпийские игры 1952 года. Последние всесоюзные гонки с пересадкой были проведены в 1953 году, в настоящее время этот тип гонок используется только внутри клубов.
В настоящее время существует множество разновидностей парусных регат. Их можно классифицировать по нескольким признакам:
1. Географически – гонки могут быть клубными, местными (городские, областные), региональными (Онежская, Поволжская, Черноморская регаты) и дальними (вплоть до кругосветных.
2. По степени значимости гонки бывают местного значения (первенство города), национальные (чемпионат России) и международные (кубок Америки, первенство мира). Особняком стоят Олимпийский гонки.
3. По типу гоняющихся яхт – гонки монотипов и гонки формульных классов.
4. По типу и протяженности дистанции – треугольные (могут включать в себя также петли; обеспечивают на дистанции все основные курсы относительно ветра, используются в основном для малых яхт, отличаются малой протяженностью дистанции, что позволяет проводить несколько гонок за день) и «из пункта А в пункт Б» (такие дистанции, как правило, применяются для дальних гонок крейсерских яхт)
5. По способу определения победителя – по набранным очкам (для монотипов), по гандикапу (для формульных и гандикапных классов), по матчевой системе.
Кроме того, существует отдельная ветвь парусных соревнований, которая не подразумевает наличия соперника. К этой категории можно отнести одиночные дальние и кругосветные плавания, суть которых состоит в победе не над соперником, а над собой и над стихией; установление различных рекордов скорости – скорость прохождения определенной дистанции или максимальная скорость под парусом. Это – также спортивные мероприятия, хоть и особого типа.
А вообще парусные соревнования имеют еще одно знасимое отличие от соревнований в любом другом виде спорта. Любой выход под парусом – это огромный риск, каждый экипаж остается один на один с океаном или с любой другой акваторией, и ошибки в управлении могут привести к серьезным последствиям вплоть до смерти. Вот почему в парусном спорте большое значение придается не только соблюдению правил парусных гонок, но и следованию правилам хорошей морской практики – своеобразного «кодекса чести» любого яхтсмена. Для яхтсмена сойти с дистанции, чтобы помочь терпящему бедствие товарищу или постороннему человеку – нормальный поступок. Так что яхтинг – не только один из самых захватывающих, но и один из самых благородных видов спорта.
Анна Дюжакова