Сведения о том, что небольшие суда использовались людьми для развлечения и отдыха, дошли до нас еще из Древнего Египта. Правда, эти суда не были парусными. Особая ветвь именно парусного мореплавания – плавание для удовольствия на небольших парусных судах, специально для этого предназначенных, стала формироваться в странах, жизнь которых была тесно связана с морем, уже в 15 веке, и развитие этой ветви происходило в 16 и 17 веках. Однако и это еще нельзя назвать парусным спортом.
«Днем рождения» парусного спорта можно считать 1 октября 1661 года – дату первых зарегистрированных в истории парусных гонок. Состоялось это, вне сомнения, примечательное событие в Англии, на Темзе, а гонщиками были король Англии Карл II Стюарт и его брат герцог Йоркский. Хотя, конечно, таким гонкам далеко еще было до привычных нам регат – в основном, гонки служили разрешению споров между частными владельцами яхт о том, какая из них лучше и быстрее, писаных правил пока еще не было. Больше всего парусные соревнования тех времен напоминали дуэли. Доступен этот спорт был лишь аристократам, которые не управляли яхтами сами, а лишь получали удовольствие от морских прогулок. Яхту обслуживал нанятый экипаж из профессиональных моряков.
Уже в 18 веке яхтсмены стали объединяться в клубы. Как ни странно, тут пальму первенства у англичан перехватила Россия – в 1718 году Петр лично учредил «Потомственный Невский флот», который состоял из 141 яхты. Правда, организация эта добровольной не была – таким образом великий император решил вопрос обучения как дворян, так и экипажей новому для них морскому делу. После смерти Петра этот «клуб» распался. Первый же добровольный яхтклуб возник в 1720 году в Ирландии, и получил название Водного клуба Коркской гавани. А в 1775 году в Англии возникла первая организация, которая занималась непосредственно организацией парусных соревнований — Камберлендская флотилия. Число английских яхтклубов росло быстро, они ставили себе целью в основном проведение гонок, в том числе крейсерских гонок вокруг Британских островов.
В 19 веке парусный спорт активно развивается, появляются яхтклубы в США, Европе, России. Постепенно яхтинг из занятия аристократического превращается в относительно массовый вид спорта, хотя любители среднего достатка могли рассчитывать разве что на старые, вышедшие из класса суда. Настоящую революцию произвело появление на рынке монотипов – относительно недорогих и простых по конструкции яхт серийной постройки, которые не отличались друг от друга по своим ходовым характеристикам. Такие яхты мог себе позволить приобрести даже человек небольшого достатка, а гонки стало проводить значительно удобнее – выигрыш теперь зависел только от личного мастерства экипажа.
Уже в 1900 году парусный спорт стал частью программы Олимпийских игр и присутствовал в них с тех пор постоянно, исключая 1904 год. Чуть позже был создан Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), который занялся разработкой единых для всего мира правил парусных гонок и единой классификации. С этого момента парусный спорт можно считать полностью сформировавшимся, хотя изменения в правилах и классификации производят до сих пор.
За время становления яхтинга возникло множество различных типов и классов яхт. Вкратце, все яхты можно разделить по нескольким признакам:
1. Крейсерские (имеют каюту и предназначены для дальних походов и гонок), прогулочные и гоночные (легкие, для гонок в прибрежной зоне).
2. Килевые (имеют балластный киль (фальшкиль), который обеспечивает остойчивость и препятствует дрейфу), швертботы (имеют легкий выдвижной киль – шверт) и компромиссы.
3. Однокорпусные и многокорпусные (катамараны, тримараны, проа и другие).
Также яхта может быть одномачтовой или многомачтовой, нести различное вооружение. Классы подразделяются на монотипные (конструкция которых жестко задана и любое отступление от регламента ведет к дисквалификации) и яхты, соответствующие обмерной формуле (такая формула задается при конструировании; считается, что яхты, соответствующие ей, имеют равные возможности, однако в рамках обмерной формулы конструктор пытается найти скрытые возможности для улучшения ходовых качеств).
Соревнования проводятся внутри каждого из классов, что позволяет оценить мастерство яхтсмена, так как прочие условия стремятся к равным.
Парусный спорт является одним из самых красивых, экстремальных и товарищеских видов спорта. Яхтсмен не только стремится к победе, он еще и получает удовольствие от самого процесса выхода на яхте, от взаимодействия с силами природы. Наверное, поэтому хождение под парусом так популярно сегодня среди всех слоев общества.
Анна Дюжакова