Его без труда можно выхватить взглядом даже из очень большого пелотона – по характерной посадке. Да и, честно говоря, в гуще пелотона он отсиживается не так часто. Куда чаще его можно увидеть в отрывах, где он – настоящий мотор, боец с неуемной жаждой победы. А характерная посадка – не только следствие антропометрических данных, но и напоминание о трековом прошлом. Гонщиков, достигших крупных успехов на треке и затем, перейдя на шоссе, продолжающих собирать большие победы, можно пересчитать по пальцам. Он – один из них. Он – из молодых, да ранних. Талант, надежда и слава России. Все это – Михаил Игнатьев.
Михаил Борисович Игнатьев родился 7 мая 1985 года в Санкт-Петербурге в спортивной велосипедной семье. И отец и мать Михаила были носителями гордого звания мастера спорта в этом виде. Начинал занятия велоспортом Миша в питерском клубе «Локомотив» под руководством Анатолия Александровича Кузнецова. Михаил Игнатьев – яркое живое опровержение поговорки, что «на детях талантливых родителей природа отдыхает». С самых первых дней – и в немалой степени как раз благодаря опеке владеющих вопросом родителей – он подавал надежды стать самым талантливым велосипедистом в семье. В 16 лет он уже входил в сборную России по велоспорту. А дальше и вовсе начались настоящие чудеса!
В 2002 году Михаил Игнатьев становится чемпионом Европы среди юниоров в трековой гонке по очкам. Вполне естественно, что руководство сборной России берет талантливого гонщика на юниорский чемпионат мира. И Игнатьев повторяет свой успех! Причем – дважды! На треке – все в той же очковой гонке – и на шоссе в индивидуальной разделке! Кстати, сильный индивидуальный ход и в дальнейшем будет главным козырем Игнатьева. Как вы думаете, кто стал чемпионом мира среди юниоров в следующем, 2003 году? Правильно – снова герой нашего рассказа. Ему вновь покорилась шоссейная гонка на время и трековый мэдисон.
Так что на Олимпиаду-2004 в Афины Игнатьев ехал уже в ранге одного из лидеров российской сборной. Во всяком случае – на треке. И вот – гонка по очкам, звезды мирового велоспорта и… золотая медаль Игнатьева! Позже скромный от природы Миша будет говорить, что за ним просто не уследили – мол, никто из маститых соперников всерьез его юниорские победы не воспринимал. Но завоевать за три года все возможные высшие награды в одном и том же виде трековой гонки случайно – такое вряд ли возможно!
Обычно, чего греха таить, у молодых спортсменов после таких успехов голова идет кругом. Шутка ли, в 19 лет ты — уже Олимпийский чемпион! Спортсмены начинают гордиться собой, искать выгодные контракты, вести себя как настоящие звезды. Игнатьев выдержал испытания «медными трубами» достойнейшим образом. Да он особо и не зацикливался на том, какой он великий талант – он продолжал работать. А его работой был его любимый велоспорт. Он и в профессионалы-то перешел, по большому счету, лишь в 2006 году, гоняясь до того в «Локомотиве». В 2005 году Игнатьев опроверг бытовавшее одно время мнение, что он – «чистый» трековик и не стоит ему «лезть» на шоссе. Он взял, да и выиграл индивидуальную гонку на время с раздельным стартом на чемпионате мира среди андеров (так называют гонщиков, не достигших 23-летнего возраста).
И все же, питерский «Локомотив» стал Игнатьеву немного тесноват. У команды не было возможности выставляться на больших престижных гонках и обеспечивать в полной мере сезонный накат в несколько десятков тысяч километров по хорошим европейским трассам. Поэтому необходимость перехода Игнатьева на качественно новый, более высокий уровень, понимали и сам спортсмен, и руководство «Локомотива».
К счастью, следующей ступенькой в прогрессирующей карьере Михаила Игнатьева стала команда «Tinkoff Restaurants». Проект известного российского бизнесмена Олега Тинькова очень трепетно относился к российским гонщикам и в 2006 году, когда туда пришел Игнатьев, и в последующие два года своего существования, когда команда сменила название на «Tinkoff Credit Systems», а место дислокации – на Италию. Несмотря на то, что команда «Тинькофф» не имела лицензии Про-Тура, то есть не входила, так сказать, в Высшую лигу мирового шоссейного пелотона, команду охотно приглашали на самые престижные и знаменитые гонки.
Тут уж Михаилу Игнатьеву было где развернуться! В профессиональном пелотоне его быстро узнали, запомнили и стали присматривать за ним. Его фирменный стиль – одиночный отрыв из небольшой группы за несколько километров до финиша и темповой индивидуальный ход, подхватить который никто не в состоянии (вот она – трековая закалка!) Этот почерк быстро стал кошмаром для всех, даже самых именитых гонщиков. Тем более, что у Михаила хватало здоровья формировать отрывы чуть ли не с самого первого километра, позже бросая своих попутчиков. Игнатьева стали, что называется, «пасти», старались не упускать из виду. А он, тем не менее, умудрялся выигрывать этапы многодневок и классические гонки!
Перечислять все победы Игнатьева на профессиональном шоссе не имеет смысла. Тем более, что самые большие победы в профессиональном велоспорте у Миши, без всякого сомнения, еще впереди. Этому способствует и переход Игнатьева в российскую команду элитного дивизиона «Катюша», состоявшийся в 2009 году. Таким образом, Игнатьева можно назвать не только самым титулованным из наших молодых велогонщиков, но и одним из самых патриотичных – он не провел ни одного сезона за иностранную команду.
Кирилл Куприянов