Конечно, рано или поздно это должно было произойти. И все-таки — не верится! Легендарный Джибо проехал свой последний в карьере этап. Впрочем, он уже уходил из профессионального велоспорта и в 1998 году, и в 2009. Но удалось ведь «Lampre» уговорить его вернуться специально на эту «джиро»! Может быть, он еще вернется? Хотя, похоже, что нет. Как это ни печально, но время неумолимо. Время Джильберто Симони прошло безвозвратно. В этом могли убедиться все, кто видел 20-й этап нынешней «Джиро» — эти кадры сказали намного больше, чем любые слова! Великий горняк поехал штурмовать главную вершину нынешней итальянской супермногодневки, но сначала его обошел швейцарец Чопп, имевший в своем послужном списке всего одну победу, а затем — почти весь пелотон. Этот этап закончился для Джибо прощальным интервью, которое он давал ехавшему рядом мотоциклисту…
Судьба одного из величайших велосипедных горовосходителей сложилась весьма нетрадиционно. Ведь обычно будущие звезды занимаются спортом с раннего детства, ни о чем другом не помышляя. Либо с младых ногтей они выказывают свои таланты, либо их приводят в спорт родители, заставляя упорством на тренировках достичь результатов. В случае с Джильберто Симони все было совсем по-другому. Ни один из членов семьи родившегося 25 августа 1971 года Джильберто, не занимался спортом. Вся мужская часть семьи работала каменщиками. Все, не исключая и самого Джибо, были уверены, что он станет продолжателем династии. Живя в Палу ди Джиово, что в провинции Тренто, Симони до 12 лет не интересовался ни велоспортом, ни спортом вообще. Все изменилось в один день — прямо как в романах.
10 июня 1984 года Джильберто вместе со старшим братом приехал на один из этапов «Джиро д’Италия», чтобы поприветствовать своего земляка — знаменитого Франческо Мозера. Маленький Джибо надел в тот день розовую майку, как символ надежды на победу своего земляка в Общем зачете гонки. Увиденное потрясло Джильберто до глубины души. Гонщика под номером 91 были готовы буквально носить на руках! Симони решил в тот день, что он обязательно станет велогонщиком. Мозер в тот год выиграл-таки «Джиро». А ровно через 17 лет, 10 июня 2001 года, Джильберто Симони надел розовую майку лидера легендарной итальянской гонки. И на спине у него красовался номер 91…
Придя в спорт фантастически поздно — в 13 лет, он никак не проявлял задатки будущего чемпиона. Нино Маркони, первый спортивный директор Симони по детской команде «La Montecorona», вспоминал, что Джибо был настолько тщедушным, что всерьез его никто не воспринимал. А он продолжал упорно тренироваться. Еще тогда, 10 июня 1984 года в Доломитах он решил, что его коньком будет горная специализация и планомерно шел к своей цели. В 1987 пришла первая победа, через год — 4, еще через год — 9. Перейдя из юниорской категории в молодежную, Джильберто значительно увеличил количество и престижность своих побед. Апофеозом стал 1993 год, ознаменовавшийся победой в «Бэби Джиро» и на чемпионате Италии. Так, за каких-то 9 лет, Италия получила гонщика мирового класса. А ведь он мог класть кирпичи на стройке вместе с отцом…
В 1994 году Джильберто Симони подписывает свой первый профессиональный контракт с командой «Jolly Componibili». И уже через три недели… пытается его расторгнуть! Он хочет быть каменщиком, он не верит, что велоспорт — серьезное занятие! Это потом он скажет «Велосипед — моя страсть! Навсегда!» А тогда…
В том же 1994 году судьба нанесла Джильберто Симони жестокий удар. Один за другим ушли из жизни его 70-летний отец и старший брат Марио — тот самый, что привел его на гонку в 10 лет назад. У обоих, как оказалось, был рак. От этого удара Симони не мог оправиться долгих пять лет. К тому же уже тогда его временами серьезно мучило травмированное колено, операцию на котором провели только в 1996 году. В конце сезона-98 Симони бросает велоспорт и работает веломехаником в магазине все того же Франческо Мозера.
Но страсть к велоспорту уже неистребима. В 1999 году Джибо второй раз входит в одну и ту же воду — он подписывает контракт с командой «Ballan». И ренессанс состоялся! Победа на одном из этапов «Тура Швейцарии» и 3-е место в Общем зачете «Джиро»! А в следующем году, уже в составе «Lampre-Daikin», Джибо покорились два величайших горных этапа — до Бормио на «Джиро» и легендарная гора Англиру — на испанской «Вуэльте»!
А в 2001 году состоялся тот самый триумф под 91-м номером. Симони не оставил соперникам никаких шансов, привезя им в Генеральной классификации более 7 минут. А для пущей убедительности он выиграл тяжелейший горный 20-й этап «Джиро». А потом выиграл «королевский» горный этап на «Вуэльте». Про победу на этапе «Тура Романдии», которая еще три года назад выглядела бы сенсационной, никто даже не вспоминал. Джильберто Симони неофициально признали лучшим горняком года, а на его родине, в Палу ди Джиово, выкрасили в цвет его розовой майки колокольню…
Следующий сезон Джибо начинает в форме «Saeco». Блестяще выиграв 11-й этап «Джиро» (напарник по отрыву ни разу даже не вышел на смену), Симони был… дисквалифицирован за употребление кокаина. Он не согласен с решением, требует провести дополнительные эксперизы, но все пробы показывают наличие следов кокаина в крови! Команду исключают из гонки и не зовут на «Тур де Франс». Пресса возмущается «наркоманом»! В велоспорте нет места допингу и наркотикам! А через полтора месяца выясняется, что в гостях у тети жены Симони выпил чашку чая, который тетя привезла из Перу. В Латинской Америке считается, что чуть-чуть коки никому не помешает… Журналисты извиняются, но сезон пропал, а победа в «Джиро» украдена…
2003 год стал годом реванша. Джибо не оставил никому ни малейшего шанса, взяв все наиболее значимые горные этапы гонки! В тот год гонку стали называть «Джибо д’Италия». Он еще не раз покорит горные вершины «Джиро», но выиграть итальянскую приму целиком ему больше не удастся. Во многом — из-за своего прямого, открытого харакетра и привычку говорить правду в глаза. Он станет одним из немногих, кто брал этапы во всех трех супермногодневках «Большого Шлема» — «Джиро д’Италия», «Тур де Франс» и «Вуэльте». Он одержал в общей сложности больше 40 побед, по праву завоевав звание великого горного гонщика. И вот он уходит…
Что он будет делать? Он не любит загадывать на будущее. У него есть прекрасная семья: жена Арианна и трое детей — 7-летняя София, сын Энрико и совсем маленькая Кларисса. Но зная его страсть к велосипеду, можно с уверенностью утверждать, что Джильберто Симони не станет коротать свой век в кругу семьи. Ведь девизом для себя он выбрал слова Энцо Феррари: «Не нужно описывать страсть, нужно жить ею»…
Кирилл Куприянов