С развалом Советского Союза практически прекратил свое существование и отечественный массовый велоспорт. При всей любви наших граждан к двухколесному другу, условий для занятия настоящим велоспортом – и на шоссе, и на треке – не осталось почти совсем. Редкие энтузиасты, поддерживавшие тлеющие остатки советских ДЮСШ и спортивных секций, пытались продлить агонию советского велоспорта как можно дольше. В последнее время ситуация явно налаживается, но последствия огромного провала, длиной в 20 лет, будут сказываться еще долгое время.
Тем не менее, нельзя сказать, что с падением страны советский велоспорт умер. И в «смутные времена» у нас появлялись настоящие звезды. Об одной из таких звезд, самой яркой звезде российского шоссейного велоспорта новейшего времени – Денисе Меньшове – мы и расскажем.
Денис Меньшов родился 25 января 1978 года в городе Орел. Это был обычный мальчишка с берегов Оки, ничем не отличающийся от тысяч своих сверстников, помимо, разве что, не свойственной мальчишеству вдумчивостью. Как и все пацаны, он увлекался футболом, а приблизительно с 11 лет он начал посещать и другие спортивные секции. Но переломным событием в жизни Меньшова стало появление в школе, где он учился, тренера Алексея Александровича Афонина, проводящего набор в велосипедную секцию. Так, достаточно буднично и незамысловато, вспыхнула звезда Дениса Меньшова.
Занятия в велосекции были полностью лишены ожидаемой романтики. Это был тяжелейший труд: чтобы получить свой первый гоночный велосипед нужно было пролить немало пота и крови. Многие приятели Дениса, не выдержав изнурительных тренировок, бросили занятия в велосекции, но Меньшов остался. И как показало время – не зря. Спустя год кропотливых занятий, наконец-то получив право участвовать в гонках, Денис Меньшов выиграл первую же из них! В этот момент Денис окончательно решил серьезно посвятить себя велоспорту.
Выступая за юношескую сборную Орловской области, Меньшов заметно прогрессировал и набирался опыта, что, в конечном итоге, позволило ему преодолеть следующую карьерную ступень – на юношеском чемпионате России-1993 его заметил тренер сильнейшей на тот момент российской команды ЦСКА Юрий Михайлович Двинин. Именно в команде ЦСКА, позже получившей наименование ЦСКА – ВВС Самара, окончательно сформировались присущие Меньшову качества многодневщика-универсала и лидерский характер.
В 1996 году, будучи еще юниором, Меньшов одерживает победу во взрослой сочинской многодневке. В том же году Денис одерживает еще несколько побед в России и за рубежом. Следующий сезон Меньшов, уже заработавший себе имя, проводит за взрослую армейскую команду, участвуя в гонках на территории Франции, Бельгии и Испании. В испанских горах он лишний раз доказывает свой универсализм, одерживая серьезные победы на взрослом уровне. Так уж сложилась судьба Меньшова, что именно с Испанией связаны все его громкие победы и выдающиеся достижения.
В 1998 году Денис получает приглашение в любительский состав испанской команды BANESTO, являвшейся на тот момент сильнейшей европейской велоконюшней, проводит великолепный сезон и попадает в ростер легендарной испанской команды на 1999 год, заключив первый профессиональный контракт на высшем уровне.
Переезд в Испанию совпал с еще одним значимым событием в жизни Меньшова. В 1999 году Денис познакомился со своей будущей женой Надеждой. В 2001 году состоялось их бракосочетание в родном городе Дениса. 6 марта 2003 года у четы Меньшовых появился первенец Иван, но супруги на этом не остановились. 22 января 2005 года у Ивана появился братик Александр, а вскоре – 17 декабря 2006 года – у Дениса и Надежды появилась долгожданная дочь Агата. Вся эта большая и дружная семья частенько наведывается в Орел, особенно когда Денис участвует м многодневных Гран-Турах.
Но до участия Дениса Меньшова в Гран-Турах предстоял еще долгий путь. Для начала Денис выиграл неофициальный чемпионат мира для молодежи – люксембургскую многодневку «Тур Авенира-2001», одержав победу на двух этапах и уверенно заняв первое место в итоговой классификации. Следующий год ознаменовался победой этапе сложнейшей легендарной многодневки «Дофине-Либере». Но это были лишь цветочки! Карьера Меньшова развивалась поступательно и специалисты в один голос заговорили о скорых и неизбежных больших победах российского гонщика на Гран-Турах.
Тем более, что в 2003 году Денис Меньшов завоевал звание лучшего молодого гонщика «Тур де Франс»! Это был грандиозный успех, являющийся в то же время щедрым авансом, который необходимо было отрабатывать. И у Меньшова для этого было все! Те, кто хорошо знает Дениса, в один голос утверждают, что в нем удивительным образом сочетаются лидерские качества и умение работать в интересах команды, порой пренебрегая собственными амбициями. Еще одним ценным человеческим качеством Меньшова является умение думать и анализировать как во время гонки, так и после нее.
Что же касается «велосипедных» качеств Дениса, то он – настоящий универсал, умеющий поддерживать темп пелотона на равнинных участках, прекрасно чувствующий себя в горах и не уступающий признанным лидерам в индивидуальных гонках на время. Такой богатый арсенал позволял Денису одерживать множество профессиональных побед как в классических однодневных гонках, так и в многодневных соревнованиях, сочетающих в себе разные профили и протяженности этапов.
Отдельная история – взаимоотношения Дениса Меньшова с Гран-Турами. Помимо того, что Меньшов – самый титулованный российский гонщик из действующих ныне, он еще и самый стабильный участник гонок «Большого шлема». Так, по аналогии с теннисом, называются три легендарные супер-многодневки: «Джиро д’Италия», «Тур де Франс» и «Вуэльта». Именно испанская «Вуэльта» первой покорилась Денису в 2005 году, сразу же после перехода Меньшова из распавшейся «Иль Баллеарс – Банесто» в голландскую команду «Рабобанк». В оранжевой команде Денис стал главным действующим лицом на многие годы. При хронической нехватке в «Рабобанк» добротных горных гонщиков, Денис выигрывал горные этапы в одиночку, предпринимая отрывы на сумасшедших по крутизне горных склонах, опровергая постулаты о человеческих возможностях.
Первая выигранная Меньшовым в 2005 году «Вуэльта» сопровождалась чередой скандалов и вызвала в определенных кругах некий скепсис. Но надо знать характер Дениса! Чтобы пресечь все разговоры о том, кто является королем испанской супер-многодневки, он просто выиграл ее еще раз – в 2007 году. Как и в 2005, вместе с победой в Генерале, Меньшов взял звание лучшего горного гонщика «Вуэльты». И снова – действуя в горах практически в одиночку! В перерыве между двумя своими самыми великими победами Меньшов взял этап на «Тур де Франс-2006». Оставалась непокоренной только «Джиро», которую Денис, собственно, никогда и не ездил из-за особенностей индивидуальной программы подготовки.
Две победы в Генеральной классификации «Вуэльты» — об этом 99% гонщиков могут только мечтать! Но Денису Меньшову мечтать некогда. Этот по-прежнему жадный до побед гонщик коренным образом ломает годами устоявшийся график подготовки в 31-летнем возрасте и едет на «Джиро»! И выигрывает ее! И снова – практически без всякой поддержки в горах! Признанные «горняки», которых вывозили по нескольку хорошо подготовленных «оруженосцев», просто сняли перед Денисом шляпу!
Вот такой он, Денис Меньшов – один из последних гонщиков советской закалки, принесший всемирную славу российскому велоспорту. И следующие поколения российских гонщиков, уже успевшие заявить о себе, безусловно равняются на отнюдь не собирающегося заканчивать Дениса.
Кирилл Куприянов