Точно установить, когда же появился первый буер, невозможно. Считается, что впервые буеры появились в Голландии в 18 веке, однако также известно, что буеры использовались для рыбацкого промысла на Балтике, Ладожском и Онежском озерах с давних времен. Достоверный факт, что Петр I использовал буер для прогулок под парусом в зимнее время, для чего перед Зимним дворцом расчищалась специальная площадь.
Однако спортивная история буера в России началась в 1876 году, когда в петербургском Речном яхт-клубе появился буер «Метель», построенный специально для гонок. Стоимость его была вполне сопоставима со стоимостью хорошей крейсерской яхты, он нес 30 м2 парусов и имел в длину 7 м. Появление этого буера вызвало среди яхтсменов огромный ажиотаж, так что спустя пять лет в Петербурге насчитывалось несколько десятков подобных агрегатов.
Первая буерная гонка прошла уже в 1882 году. Главным инициатором всех гонок выступало Петергофское спортивное общество, и проводились такие гонки в основном по Финскому заливу. К 1913 году число участников таких гонок превышало сотню, а посмотреть на это, несомненно, зрелищное мероприятие собиралось огромное количество людей.
Однако настоящий расцвет буерного спорта пришелся на более позднее время, и связано это было с конструкционными особенностями самого аппарата. Первые буеры выглядели как тяжелая крестообразная рама, к которой снизу цеплялись коньки, а наверх ставилась мачта с парусом. Такой аппарат был тяжелым, как правило, рассчитывался на 5-6 человек экипажа.
В 1903 году был построен первый аппарат новой конструкции – легкий одноместный буер с корытообразным корпусом, имевший сиденье для рулевого. Этот буер назывался «Едва-едва» (владелец едва не разорился, пока его строил, и едва не разбился во время первого же выхода). Это было уже значительным прогрессом в буеростроении, однако настоящую революцию произвело появление уже третьего типа конструкции – буера типа DN. Название происходит от названия газеты «Detroit News», которая в 1937 году объявила конкурс на разработку гоночного буера. Важным условием конкурса было то, что буер новой конструкции должен легко разбираться и умещаться в багажнике автомобиля. Получившийся вариант был доступен по цене и обладал отличными ходовыми качествами, что вкупе с компактностью привело к повальному увлечению буерным спортом и в Америке (где автомобиль уже в то время имела почти каждая семья), и, позднее (в 60-х годах) в СССР, и в других странах. Тип DN хорош настолько, что и по сей день спортсмены гоняются именно на таких буерах.
Современный буер представляет собой корпус с «ямой», в которой лежит гонщик – это позволяет уменьшить сопротивление воздуха во время движения. Аппарат движется на трех коньках – один закреплен на носу и выполняет функции руля, а два других – сзади, на разных концах поперечной оси-рессоры. Треугольный парус имеет площадь около 6 кв.м и оснащен гиком, который растягивает его нижнюю кромку. Парус настраивают с помощью шкота – специального троса, который крепится к нижнему краю паруса, его натяжение и ослабление регулирует угол атаки ветра на парус.
Управление буером во многом похоже на управление яхтой, но имеет свои особенности. Например, то, что буер движется со скоростью, превосходящей скорость ветра, создает обманчивое впечатление, что ветер дует в лицо гонщику. Тормозные системы на буере не применяются, потому что есть угроза сорваться в «штопор», и остановить его можно, лишь развернув носом против ветра, чтобы парус не работал. Эти и многие другие нюансы делают управление буером тонкой и непростой наукой, чтобы освоить ее, нужно обязательно пройти курс специального обучения. Однако игра свеч стоит – буер уже при бейдевинде (когда ветер дует спереди-сбоку) развивает скорость 40 км/ч, а при самом благоприятном для парусных судов курсе – бакштаге (ветер сбоку-сзади) средняя скорость колеблется в диапазоне 60-120 км/ч. Буер – самое быстрое парусное средство передвижения. Рекорд скорости, зарегистрированный в Америке, составил около 230 км/ч. На таких скоростях ошибка в управлении может привести к серьезной аварии и даже к гибели рулевого.
Буерный спорт по праву может называться элитарным. Способствует этому не только стоимость аппаратов (2, 5-5 тыс. долларов), но и замкнутость буеристов в своем «узком кругу». Несмотря на то, что они проводят соревнования и объединяются в клубы и ассоциации, среди буеристов нет стремления к коммерциализации и созданию массового интереса к этому виду спорта. Буеристы ценят другое – искреннюю заинтересованность, порой переходящую в фанатизм, каждого «товарища по несчастью», и хорошие дружеские отношения, сложившиеся между ними.
Анна Дюжакова