Парусный спорт в России

Парусный спорт в нашей стране появился еще во времена Петра I, однако созданный им Потомственный Невский флот распался сразу после смерти монарха. В 1846 году было создано первое в России добровольное объединение яхтсменов – Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, членами которого могли быть только дворяне. Однако уже в 1856 году этот яхт-клуб объявил, что гонками не занимается.

Парусный спорт в РоссииВ 1912 году был создан Российский парусный гоночный союз, в том же году Россия впервые выступала в гонках на Олимпийских играх и завоевала бронзовую медаль. Однако после революции развитие парусного спорта было затруднено – не хватало средств, яхты, оставшиеся от эмигрировавших за границу владельцев, были не новыми и очень разными. На некоторое время парусный спорт отошел на второй план, а на яхтах велись боевые дежурства. Однако уже в 1928 году была проведена 1-я всесоюзная спартакиада. Гонки проводились в 2-х классах – килевые яхты и швертботы. С 1936 года регулярно проводятся первенства СССР по парусному спорту, в этом же году разработана первая для СССР классификация яхт. Все гонки этого времени проводились с пересадкой, так как яхты были слишком неравными по своим техническим характеристикам.

После отказа от гонок с пересадкой (1953 год) как неэффективных, в СССР стали развиваться классовые гонки, появлялись яхты национальных и международных классов, олимпийские классы. Уже к 1960 году это дало свои плоды – советская команда блестяще выступила на Олимпиаде этого года.

Также в СССР начинают появляться свои собственные традиционные регаты. С 1969 по 1988 год проводился Кубок Балтики – всесоюзная парусная регата. Начало этой регате положила 180-мильная гонка на дистанции Ленинград-Таллин, которую устроил журнал «Катера и яхты». Несмотря на то, что в гонке приняло участие всего 3 яхты, событие это вызвало живейший интерес у советских яхтсменов того времени. В 1970 году регата проводилась уже в 2 этапа. Маршрут – Ленинград-Таллин-Рига; правда, из-за неудачно выбранного времени до финиша дошли всего 2 лодки.

В 2007 году регата была возрождена благодаря усилиям московских и петербургских яхтсменов, и вновь обретает популярность теперь уже среди российских яхтсменов.

С 1986 года проводится другая всероссийская парусная регата – Кубок Залива Петра Великого. Название свое она получила по месту проведения – одноименный залив находится неподалеку от Владивостока. С 2002 года эта регата имеет статус Чемпионата России в классе Конрад-25. Соревнования состоят из пяти гонок с дистанцией протяженностью от 20 до 220 морских миль.

В современной России регат, разумеется, проводится больше. Весьма известен Кубок Волги – чемпионат России среди крейсерских яхт по формуле RS-2000. Эта регата проводится в акватории Куйбышевского водохранилища, впервые она была проведена в 1997 году.

Другая довольно известная российская парусная регата – Банковский кубок. Свое название она получила потому, что одним из главных спонсоров проведения этой регаты выступила Ассоциация российских банков. Впервые регата была проведена в 2001 году. С тех пор она проходит ежегодно в первой половине лета, как правило, на акватории Пестовского или Пироговского водохранилища канала имени Москвы. В соревнованиях участвуют яхты различных классов – четвертьтонник, микро, Дракон, Звездный и другие.

Кроме того, в России проводится множество регат местного значения, в которых принимает участие небольшое количество экипажей, как правило, состоящих в местных яхтклубах. Примером такой гонки может служить Алексеевская регата, которая проводится ежегодно на Горьковском водохранилище в честь великого конструктора скоростных судов Р. Е. Авлексеева.

Польза таких внутринациональных регат очевидна – они позволяют спортсменам подготовиться к более серьезным соревнованиям, сравнить свои успехи с успехами соперников и просто пообщаться в кругу единомышленников. Регаты стимулируют развитие спорта, поиск новых технических решений в строительстве и вооружении яхт, совершенствование техники управления. А для многих яхтсменов, которые не имеют возможности участвовать в международных соревнованиях (все-таки для этого нужно иметь недюжинный талант и довольно большие средства). национальные регаты становятся единственной возможностью поучаствовать в гонках.

Анна Дюжакова